

Установка и обслуживание ГБО
Чип-тюнинг
Ремонт ДВС
Сжижженый газ. Просто о сложном!
Сжиженный газ, используемый как автомобильное топливо, в основном состоит из пропана и бутана, получаемых при добыче природного газа и нефти, а также на различных стадиях ее переработки на заводах. Плотность жидкой фазы газа зависит от температуры, с увеличением которой плотность уменьшается. При атмосферном давлении и температуре 15оС плотность жидкой фазы пропана составляет 0,51 кг/л. бутана - 0,58 кг/л. Паровая фаза пропана тяжелей воздуха в 1,5 раза, бутана - в 2 раза. Температура кипения бензина выше температуры окружающей среды, а сжиженный газ испаряется при более низких температурах. Это означает, что бензин в баке находится, как правило, в жидком состоянии при атмосферном давлении, а сжиженный газ в баллоне - при давлении, соответствующем температуре окружающей среды.
Нижний предел воспламенения газа составляет 1,8-2,4% объема, а воспламенения бензина - 1,5%. Поэтому при эксплуатации, техническом обслуживании и хранении газобаллонного автомобиля необходимо тщательным образом выполнять все предписываемые правила безопасности. Октановое число газового топлива выше, чем бензина, поэтому детонационная стойкость сжиженного газа больше, чем бензина даже самого высшего качества, Это позволяет добиться большей экономичности использования топлива в двигателе с повышенной степенью сжатия. Сжиженный газ отличается от других видов автомобильного топлива наличием паровой фазы над поверхностью жидкой фазы. В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем. С повышением температуры давление в баллоне будет расти. Если газ в жидком состоянии полностью заполнит баллон, а температура продолжает увеличиваться, то под действием увеличивающегося давления баллон может разрушиться. Вот почему никогда не следует заполнять баллон сжиженным газом полностью - необходимо обязательно оставлять паровую подушку, объем которой должен составлять не менее 10% объема баллона. Облегчает выполнение этого требования многофункциональный прибор - мультиклапан, расположенный на обечайке баллона и позволяющий строго контролировать заполнение баллона сжиженным газом. Мультиклапан обязательно сработает при заправке на автомобильной газозаправочной станции (АГЗС) и автоматически отключит подачу газа в баллон, когда объем сжиженного газа достигнет 90 % объема баллона.
В условиях холодного климата (или зимой) в сжиженном газе, предназначенном для использования в качестве автомобильного топлива, должен преобладать пропан для лучшей испаряемости смеси: пропан остается в жидком состоянии при температуре ниже -42 оС, для бутана эта температура составляет -0,5 оС.
Сжиженный газ может растворять жир, масло и краску, а также деформирует натуральную резину. Именно поэтому в трубопроводах низкого давления резиновые шланги изготовлены из бензомаслостойкой резины или синтетических материалов. Сжиженный газ, попадая на кожу человека при низкой температуре воздуха, может вызывать обморожение.
